Ведомствам придется лучше узнать своих поставщиков

04 September 2013

При госзакупках на сумму свыше 1 млрд руб. федеральные ведомства должны требовать от поставщиков раскрыть бенефициаров, считает Минэкономразвития

Сбор информации о бенефициарах поставщиков (физические лица, владеющие более 10% компании) предусмотрен вступающим с 2014 г. законом о федеральной контрактной системе (ФКС). Размер закупок, при которых нужно раскрывать эти сведения, должно определить правительство.

Минэкономразвития уже подготовило и направило в правительство проект постановления, сообщил вчера замминистра Евгений Елин: для закупок федеральных органов устанавливается планка в 1 млрд руб., субфедеральных и муниципальных — 100 млн. Ранее ведомство предлагало в проекте документа (опубликован на едином портале раскрытия информации) единый порог в 1 млрд руб.

Подрядчик, который вовремя не раскроет информацию, будет оштрафован — 1/300 ставки рефинансирования ЦБ от цены контракта за каждый день просрочки. Если среди руководителей ведомства и подрядчика есть родственники, контракт может быть признан недействительным.

В 2011-2012 гг. на госзаказы стоимостью свыше 1 млрд руб. было потрачено 1,7 трлн руб. — это 70% от крупных госконтрактов (свыше 500 млн руб.), говорилось в пояснительной записке к проекту. Размер консолидированного госзаказа в 2012 г. — около 6 трлн руб. Три четверти заказов стоимостью свыше 1 млрд руб. — контракты на строительство и реконструкцию автодорог, зданий и сооружений. Для гособоронзаказа предлагалось установить очень низкий порог в 500 000 руб., сказал Елин, фактически пришлось бы раскрывать бенефициаров почти всех поставщиков. Но от идеи в итоге отказались, признался он. Представитель Рособоронзаказа не комментирует позицию ведомства.

Проект постановления находится на рассмотрении у первого вице-премьера Игоря Шувалова, сказал его представитель. Порог еще может поменяться — как вырасти, так и уменьшиться, отмечает федеральный чиновник: «Посмотрим, как это работать будет [порог в 1 млрд руб.], посоветуемся с ведомствами, экспертами и бизнесом».

Непонятно, чем поможет норматив, скептичен федеральный чиновник, занимающийся вопросами госзакупок, выявлять цепочки недобросовестных поставщиков, проверять, куда уплывают деньги, должны органы финансового мониторинга и правоохранительные органы. К тому же требование легко обойти, раздробив заказ на несколько лотов, рассказывает он, ведомства уже так поступают, чтобы увеличить число тендеров.

Подход будет избирательным, сетует координатор проекта «Роспил» Константин Калмыков: по закону о ФКС исполнитель обязан раскрывать данные только заказчику, органы контроля получают их только по запросу, а не автоматически. А вероятность предоставления информации по общественному запросу минимальна, объясняет он.

Любое раскрытие информации полезно, спорит директор Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Андрей Яковлев: по базе госзакупок можно будет проследить, какое ведомство изменило политику закупок, резко снизив количество контрактов на сумму более 1 млрд руб. К таким чиновникам возникнут вопросы, прогнозирует эксперт.

Сергей Титов

Эта публикация основана на статье «Раскрытие за 1 млрд » из газеты «Ведомости» от 04.09.2013, №161 (3423).

Источник: http://www.vedomosti.ru/finance/news/15925551/raskrytie-za-1-mlrd#ixzz2e6LJP5oa

The Clearspending project places information obtained exclusively from official sources.

The editors of Clearspending are not responsible for the publication of inaccurate, incomplete or incorrect data on legal entities, as well as for the disclosure of personal data of individuals in cases where such data are published on official sources.

Requests for correction of such data on the Clearspending website are taken exclusively through the form "Write to us!" And are considered for at least 5 working days.