Открытые данные без Открытого правительства: о чем говорили представители госорганов на Open Data Day в Москве

test

16 May 2019

Столько стоит каждое посаженное дерево? Кто в ответе за не закупленные вовремя лекарства? Как данные помогут принять решение о походе в театр или музей? «Госзатраты» продолжают публикации по итогам работы сессии “Открытые государственные данные”.

Эта сессия  Дня открытых данных 2019 в Москве объединила выступления спикеров из трех госведомств. Говорили о том, как собирают, структурируют и публикуют данные, об успешных и провальных проектах, о том, как сделать госреестры доступнее и качественнее. Публикуем краткий конспект и полную видеозапись выступлений.

Андрей Семункин, заместитель руководителя Департамента финансов Москвы

Открытого правительства нет, но в каждом госоргане есть понимание, для чего нужна открытость, почему это важно. Госорганы могут самоорганизовываться, осознавая свою ответственность перед обществом.

Эта работа правильная и полезная, она создает возможности для гражданского сообщества. У людей часто превратное представление о том, что такое расходы бюджета, как он формируется. Открытые данные могут способствовать росту бюджетной и финансовой грамотности.

Департамент финансов формирует, ведет и актуализирует Реестр учреждений города Москвы. Информация об организациях - самая актуальная, самая точная и проверенная – у Департамента финансов. Готовится новая версия портала «Открытый бюджет Москвы». Он должен помочь ответить на вопрос: как распределяются и используются бюджетные деньги?

Андрей Семункин: «Оценивать стоимость деревьев и кустов бессмысленно. Город управляет гораздо более крупными целями и показателями и стремится к ним. Важно то, чего город достиг, а не то, сколько стоит каждое конкретное дерево».

Выстроить систему, которая позволила бы корректно, начиная с верхнеуровневых показателей бюджета, отразить, сколько стоило конкретное посаженное дерево, почти невозможно. Когда заключается контракт, закупается не дерево - закупаются работы по озеленению определенного участка определенным количеством деревьев. В эту стоимость входят и само дерево, и доставка, и гарантийные обязательства.

Есть такое понятие как затраты на управление. Если затраты на то, чтобы отстроить систему и сформировать данные превышают разумный уровень от управляемого бюджета, это не имеет смысла. До какого-то уровня нужно доходить и нужно иметь сквозной контроль, далее любая сложная система должна иметь некоторый люфт, некоторый зазор, иначе она ломается на первой же кочке.

Тимур Алейников, замедиректора главного информационно-вычислительного центра Минкультуры РФ

Есть два подхода к построению управления в государстве. Первый - путь сверху, когда берут документы стратегического планирования и декомпозируют их на показатели, индикаторы, которые раскрывают цель. Такие системы управления идут от целеполагания, основаны на отчетах.

Вариант второй – от оцифрованных административных процессов, на основе транзакционных данных, которые возникают в процессе их реализации. Вытаскиваем некоторые показатели и строим модель аналитики, раскрывающую суть этого процесса, позволяющую им управлять.

В первом случае ключевую роль играет человек, а во втором – роботы.

Тимур Алейников: «Не закупленные лекарства, не сделанный в школе к 1 сентября ремонт – это те проблемы, которые возникают вследствие избыточной, а где-то необходимой сложности моделей управления, в том числе автоматизации».

Органы власти не могут принимать решения только потому, что считают, что так целесообразно. Любой рубль, который собираются потратить, должен быть обоснован.

Инфраструктура данных Министерства культуры РФ выстраивалась последние пять лет через механизм открытых данных. Помимо того, что у нас есть нормативно-правовая база, мы понимаем, зачем нам открывать данные. На портале Государственного каталога музейного фонда  можно работать с 10 миллионами предметов музейного фонда. Платформа дополненной реальности для музеев – новый способ взаимодействия с искусством.

Идет работа над построением единой системы анонсов культурных мероприятий. Это не только помощь для людей, принимающих решение о походе в театр или музей, это еще и огромный пласт управленческой информации.

Третьей слово взяла начальник отдела Управления международного сотрудничества и валютного контроля ФНС России Юлия Духовнова. Она рассказала, как формируют наборы открытых данных на сайте налогового органа, как мотивируют сотрудников из регионов делиться качественными данными и совершенствовать систему, как отправлять запрос на публикацию данных в ФНС.

На сегодняшний день Реестр открытых данных ФНС России содержит 84 набора открытых данных, а в апреле была добавлена статистика по сбору налогов муниципальными образованиями. В процессе подготовки указанных наборов данных выяснилось, что в каждом управлении по субъекту своя форма для сбора данных с муниципалиетов. Поэтому перед публикацией данных пришлось свести их в единый формат, выбрать поля для публикации и разработать единую форму.  

Полная видеозапись сессии «Открытые данные без открытого правительства»:

The Clearspending project places information obtained exclusively from official sources.

The editors of Clearspending are not responsible for the publication of inaccurate, incomplete or incorrect data on legal entities, as well as for the disclosure of personal data of individuals in cases where such data are published on official sources.

Requests for correction of such data on the Clearspending website are taken exclusively through the form "Write to us!" And are considered for at least 5 working days.