Как правильно общаться с чиновниками: 5 лайфхаков по написанию запросов

test

02 December 2019

30 ноября в Москве в седьмой раз прошел Общероссийский гражданский форум. Одно из его тематических направлений посвятили открытым данным. Участники секции задались вопросом: должны ли граждане иметь доступ к данным о работе государства, и если да, то в какой степени?

Дискуссия прошла на основе реальных кейсов по работе с данными. Дата-журналист РБК Дада Линделл рассказала о работе над материалом о смертности от ВИЧ. Доцент НИУ ВШЭ Ольга Моляренко привела в пример свое исследование о нестыковках статистики из разных официальных источников. Аналитик Фонда «Нужна помощь» Ксения Бабихина поделилась опытом работы с данными о социальных проблемах в регионах России.

Кейсы по работе с данными о госфинансах привела руководитель проекта «Госзатраты» Ольга Пархимович. Она рассказала о том, как непросто бывает добиться от чиновников внятного ответа на законный запрос. Приводим ее советы по общению с госорганами.

Что нужно делать, чтобы получать содержательные ответы от чиновников?

- Во-первых, набраться терпения. Официальный срок ответа на запросы граждан - 30 дней. Госорганы, когда получают важный запрос, чаще всего, не берутся сразу на него отвечать. Поэтому, если вы отправили запрос и вам ответили меньше, чем за месяц, нужно радоваться.

- Во-вторых, бить в одну точку. То есть постоянно спрашивать одно и тоже. Публикацию в открытом доступе федерального бюджета в условно машиночитаемом формате (хотя бы не pdf) я запрашивала у Минфина на протяжении трех лет. В конце-концов он все-таки появился. В январе они пообещали добавить кнопку, чтобы скачивать бюджет полностью, а не загружать вручную сотни таблиц. Но пока не добавили.

- В третьих, нужно писать вежливо и исходить из презумпции невиновности. Госслужащие не специально что-то не опубликовали или сделали ошибку - они это сделали случайно. И письма нужно писать исходя из этого. Когда вы пишите вежливо - шанс на получение содержательного ответа больше.

- В четвертых, нужно говорить на одном языке. Писать лучше чиновничьим языком, но иногда можно сочетать с простым. Но если вы напишете не в терминологии госучреждения, они вам могут не ответить вовсе (в случае обращения в техподдержку) или прислать несоответствующую запросу отписку. Как-то я писала в техподдержку сайта budget.gov.ru. Мне ответили перечнем непонятных аббревиатур, которые пришлось разбирать самостоятельно. 

- И последнее - чтобы общаться с госслужащими на одном языке, нужно понимать предметную область и знать нормативно правовые акты.

The Clearspending project places information obtained exclusively from official sources.

The editors of Clearspending are not responsible for the publication of inaccurate, incomplete or incorrect data on legal entities, as well as for the disclosure of personal data of individuals in cases where such data are published on official sources.

Requests for correction of such data on the Clearspending website are taken exclusively through the form "Write to us!" And are considered for at least 5 working days.