Чиновники поедут в отечественных автомобилях

01 April 2014

С сегодняшнего дня (01 апреля 2014) на конкурсы и тендеры по закупкам автомобилей для всех госучреждений страны должны быть "допущены" только автомобили российской сборки с уровнем локализации автокомпонентов не ниже 40%. С чем связаны столь жесткие ограничения и почему ведомства не укладываются в сроки, "РГБ" рассказал директор департамента транспортного и специального машиностроения минпромторга Александр Морозов.

Чиновники не успевают перестроиться?

Александр Морозов: Да, сроки будут перенесены на 1 июня 2014 года. Министерства и ведомства должны успеть переписать в соответствии с новыми требованиями конкурсную документацию. Все остальные условия с правительством согласованы. Цель - стимулировать спрос на автомобили российского производства. Мы не зря настаивали на том, чтобы предприятия, выпускающие автомобили в России, повышали долю российских компонентов, материалов и сырья в себестоимости своей продукции. Акцентировали внимание на создании инжиниринговых центров, производств автокомпонентов - двигателей, колес, блоков управления и т.д. Крупнейшие иностранные бренды, которые подписали с государством соглашения о промышленной сборке и взяли обязательства к определенному времени локализовать в России производства, - вся наша "большая двадцатка", как мы ее называем ("Фольксваген", "Ниссан", "Хендай", "Мерседес-Бенц-тракс Восток", "Киа", "Рено", "Форд", "Джи Эм" и др.), условия выполняют - строят свои заводы, развивают российских поставщиков. Правительство заинтересовано создавать условия для такого развития, формировать дополнительный спрос на продукцию этих производств. Одной из таких мер поддержки теперь станет допуск компаний к конкурсам по закупкам для госнужд. Соответственно, те автомобильные компании, которые не подписали соглашения о промышленной сборке, на конкурсы не попадут.

Производителей с высоким уровнем локализации в России много?

Александр Морозов: Такие есть. Уровень локализации производства сегодня у "Фольксвагена" в России составляет 42%, "Джи Эм - АвтоВАЗа" - 51%, ГАЗ - 61%, Ford Sollers - 37%, АвтоВАЗа, КАМАЗа, "Ниссана" - 65%. Ульяновский автомобильный завод - 66%. У концерна Toyota - пока только 10%. Автомобили хоть и производятся на российских заводах, но преимущественно из импортных комплектующих.

Какие ключевые требования устанавливаются для производителей - участников конкурсов?

Александр Морозов: Одно из требований, которому должна соответствовать автомобильная техника, - производственная деятельность предприятия на территории России, Беларуси или Казахстана. При этом не менее пяти производственных операций должны вестись на территории этого предприятия. С 1 января 2015 года количество необходимых операций увеличивается до 6, с 1 января 2016 года - до 8, а с 1 января 2017 года - не менее 10. В список обязательных к исполнению операций входит монтаж силового агрегата, монтаж передней полуоси или монтаж передней подвески, монтаж задней подвески, монтаж выхлопной системы, монтаж электрооборудования, монтаж рулевого механизма, монтаж элементов экстерьера, сварка кузова, окраска и сборка кузова. Без выполнения этих и других требований заявки компаний не будут рассматриваться. С 2015 года национальный режим при госзакупках фактически перейдет на весь спектр автомобильной, коммунальной, дорожной, железнодорожной и сельскохозяйственной техники. На автобусы, грузовые автомобили, автофургоны, бульдозеры, вагоны, экскаваторы и др.

Минпромторг 24 марта представил три сценария развития автопрома в 2014 году. Какие прогнозы?

Александр Морозов: Главные факторы, влияющие на развитие российской автопромышленности, можно разделить на две группы: формирующие платежеспособный спрос со стороны основных групп потребителей и определяющие себестоимость производства. К первой группе можно отнести цену на нефть, ВВП, реальные располагаемые доходы населения, оборот розничной торговли. Ко второй - стоимость бивалютной корзины. Например, если будет расти стоимость иностранной валюты, то производители автомобилей, в которых доля российских материалов, компонентов, узлов и агрегатов сегодня уже достаточно велика, получат дополнительные финансовые преимущества перед компаниями, продукция которых прямо импортируется в РФ. По оптимистичному прогнозу, в целом продажи сократятся на 0,7% - до 2,89 млн единиц автотехники. По базовому - на 2,8%, до 2,83 млн единиц. По пессимистичному - на 6,5%, до 2,72 млн единиц. Если рассматривать по сегментам, то рынок легковых автомобилей может сократиться на 6,5- 9-10,1%, легких коммерческих автомобилей - на 9-15-30%, грузовиков - на 5-9,5-14%, автобусов - на 5-18-30%.

Производители нет-нет да и заводят речь о возобновлении госпрограммы льготного автокредитования легковых автомобилей. Есть шансы?

Александр Морозов: По итогам 2013 года падение производства в сегменте легковых автомобилей оказалось небольшим - 1,9%. Кроме того, за счет мощных корпоративных инструментов поддержки продаж в начале 2014 года - а это скидки, спецпрограммы привлечения покупателей, которыми активно пользуются производители, - удалось удержать производство от серьезного падения в январе-феврале. Гораздо серьезнее проседает производство легких коммерческих автомобилей, грузового автотранспорта и автобусов. Поэтому принято решение запустить программу стимулирования спроса на автобусы, коммерческие автомобили, в том числе технику для ЖКХ, работающие на газомоторном топливе. В рамках такой программы в 2014 году планируется реализовать 1900 единиц коммерческой техники и 1300 автобусов - более 8% от объема производства в 2013 году автобусов и 2,5% грузовых автомобилей.

Но в бюджете пока нет строчки на эти субсидии.

Александр Морозов: В мае при корректировке бюджета на 2014 год планируется выделить средства за счет перераспределения с других статей расходов минпромторга.

Татьяна Зыкова

Источник: http://www.rg.ru/2014/04/01/avto.html

The Clearspending project places information obtained exclusively from official sources.

The editors of Clearspending are not responsible for the publication of inaccurate, incomplete or incorrect data on legal entities, as well as for the disclosure of personal data of individuals in cases where such data are published on official sources.

Requests for correction of such data on the Clearspending website are taken exclusively through the form "Write to us!" And are considered for at least 5 working days.