Что это? Суть проекта ГосЗатраты?

ГосЗатраты – негосударственный проект повышения общественной осведомлённости в области расходования государственных средств.

Автоматическая система мониторинга позволяет изучать, понимать, находить нарушения, повторно использовать данные о государственных расходах, в частности, о грантах, государственных и муниципальных контрактах.

Мы полны решимости побудить власти к поиску и реализации путей решения проблем в сфере государственных расходов и искоренить злоупотребления в отрасли госзаказа. (К вопросам)

 

Цели и задачи проекта ГосЗатраты?

Конечная глобальная цель проекта ГосЗатраты – улучшение качества жизни россиян.

Общие цели проекта ГосЗатраты:

  • Повышение добропорядочности государственных служащих;
  • Повышение эффективности бюджетных расходов;
  • Увеличение подотчётности лиц, принимающих решения в сфере расходования государственных финансов;
  • Доказательное препятствование коррупции;
  • Повышение доверия бизнеса и граждан к деятельности государства;
  • Совершенствование контроля деятельности государственных и муниципальных органов;
  • Содействие большей открытости, демократичности и прозрачности российского общества;
  • Содействие увеличению общественного контроля над властью и минимизация рисков, связанных с подготовкой управленческих решений;
  • Повышение качества работы и эффективности бюджетного сектора;
  • Совершенствование рынка государственной информации и формирование спроса на неё;
  • Систематизация и упрощение доступа граждан к информации о государственных тратах;

Задачи непосредственно в сфере госзаказа, решению которых способствует проект ГосЗатраты:

  • Достижение справедливости – помощь государству в обеспечении условий для равноправного участия подрядчиков в конкуренции за государственные заказы;
  • Повышение качества администрирования государственных контрактов;
  • Улучшение доступности информации о государственном и муниципальном заказе;
  • Улучшение качества, полноты, достоверности информации о государственном и муниципальном заказе;
  • Выявление механизмов типовых нарушений при заключении государственных и муниципальных контрактов;
  • Актуализация проблемы, выявление злоупотреблений в сфере государственного и муниципального заказа и оценка их масштаба;
  • Выявление существующих пробелов в сфере государственного и муниципального заказа;
  • Привлечение внимания граждан к процессу государственного и муниципального заказа;
  • Снижение ограничения конкуренции на торгах;
  • Оценка эффективности и прозрачности процедур государственного и муниципального заказа;
  • Совершенствование процедур размещения государственного и муниципального заказа и заключения контрактов;
  • Выработка рекомендаций по совершенствованию процесса размещения государственного и муниципального заказа;
  • Совершенствование законодательства в сфере закупок;
  • Повышение дисциплины заказчиков по организации закупок;
  • Честность – сдерживание коррупционного потенциала при государственном и муниципальном заказе;
  • Оценка качества размещения заказа для государственных и муниципальных нужд;
  • Экономия государственных средств, направленных на создание соответствующих мобильных и веб-сервисов для граждан;
  • Выявление пробелов и выработка рекомендаций в сфере государственной контрактации;
  • Общественный независимый анализ (аудит) государственных расходов. (К вопросам)

 

Кто стоит за проектом ГосЗатраты?

За проектом стоят неравнодушные граждане, желающие порядка в сфере государственных закупок и контрактов. Вы тоже можете быть одним из них.

Проект ГосЗатраты создан и поддерживается Некоммерческим Партнерством «Информационная Культура» от лица «Комитета гражданских инициатив».

Комитет гражданских инициатив — общественная организация, внепартийное объединение профессионалов в ключевых сферах жизни (в экономике, науке, образовании, здравоохранении, культуре). Создан в 2012 году Алексеем Кудриным и рядом других общественных деятелей «с целью определения и реализации наилучшего варианта развития страны».

«Содействие развитию и становлению информационной культуры “Информационная культура”» (АНО «Инфокультура») - негосударственная, некоммерческая организация, целью которой является развитие и популяризация концепций Открытого Государства и Открытых Данных, вовлечение общества в процесс принятия решений на международном, национальном и муниципальном уровнях, повышение гражданской информированности.

Мы стремимся к эффективному использованию информации во имя прогресса общества и поддержки государства в раскрытии информации для большей доступности, прозрачности и подотчетности. (К вопросам)

 

История развития проекта ГосЗатраты

До 2006
Расходование государственных средств в России было во многом закулисным делом. За долгие годы сложилась непрозрачная структура государственных закупок и сформировалась прослойка «избранных» компаний, которые использовали нерыночные механизмы для получения государственного заказа.

2006
С 1го января 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что стало революционным событием для всего рынка государственных и муниципальных закупок.
Закон закрепляет обязательную публичную доступность информации о государственных контрактах и государственных закупках. Отныне информация о государственных расходах, проходящих по государственным контрактам в рамках публичной части бюджетов всех уровней, доступна для граждан посредством сети Интернет.
Идеолог проекта Иван Бегтин начинает разрабатывать на основе открытых данных алгоритмы автоматического выявления «следов» нетипичных ситуаций в расходовании государственных средств.

2007
Несмотря на отсутствие чётких требований к раскрытию информации о грантах и значительно меньшее число подробностей о них в открытом доступе, уполномоченные операторы Общественной Палаты начинают публиковать всю информацию о выделении средств для НКО на своих официальных сайтах.

2010
Институт современного развития запускает портал «РосГосЗатраты» (http://www.rosspending.ru/) – проект для анализа и мониторинга государственных расходов. Объединены данные по всем государственным контрактам в рамках федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, а также муниципальным контрактам и государственным грантам.

2011
В России происходит смена государственной системы раскрытия информации о госконтрактах.
С 1 января 2011г. начал работу единый для всех госструктур сайт zakupki.gov.ru, где теперь собраны вместе все закупки и контракты всех уровней власти.
В проекте РосГосЗатраты становятся доступны данные о государственных контрактах по муниципальным образованиям и региональным властям.

2013
Проект для дальнейшего развития получил финансирование от Фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив.
Смена названия на ГосЗатраты (ClearSpending.ru).
Полная модернизация портала. Улучшенная навигация и визуализация на картах. Значительное увеличение скорости поисковой системы и улучшение качества данных.
Заинтересованным гражданам и организациям теперь доступны специализированные срезы баз данных контрактов, еженедельно обновляемая аналитика и дайджесты. Разработчики благодаря новому API могут создавать собственные проекты по тратам государственных денег.
Более наглядная, понятная и удобная форма портала приводит к повышению прозрачности государства для граждан. Создан новый инструмент для борьбы с коррупцией и неэффективным расходованием средств бюджетов.
Всё это вместе делает проект ГосЗатраты уникальным не только для России, но и в мире, поскольку на сегодняшний день лишь в Соединённых Штатах Америки существует USASpending.gov, похожий по идеологии и раскрытию информации. (К вопросам)

 

Чем опасны нарушения в сфере госзаказа?

Злоупотребления в сфере госзаказа являются одной из главных помех на пути обеспечения развития нашей страны, питательной почвой для неравенства и несправедливости; они препятствуют работе рынков.

Проблемы при организации закупок ведут к ухудшению качества услуг государственного и муниципального сектора, росту тарифов естественных монополий.

Кроме того, технические манипуляции с данными о контрактах ставят под вопрос достоверность аналитических выборок на основе существующих данных, а это значительно ограничивает возможности контролирующих органов по выявлению продукции, закупка которой может быть интерпретирована как нецелевое или неэффективное расходование средств. (К вопросам)

 

Есть ли партийная мотивация для этого проекта?

Проект является свободным, беспристрастным, политически нейтральным инструментом аналитики и информирования граждан, которые имеют право и должны знать, как и куда расходуются государственные и муниципальные финансы.

Сайт ГосЗатраты не является частью чьей-либо избирательной кампании, политической борьбы различных ветвей и структур внутри власти или демонстрацией влиятельности. (К вопросам)

 

Для кого предназначается проект ГосЗатраты?

Мы искренне надеемся, что сайт ClearSpending.ru будет полезен максимально широкой аудитории активных граждан от 14 лет и старше, заинтересованных в развитии гражданского общества в России.

Основные пользователи портала ГосЗатраты – это:

  • профессиональные разработчики веб- и мобильных приложений, информационных систем и продуктов,
  • студенты и преподаватели экономических ВУЗов,
  • журналисты данных, специалисты по инфографике,
  • политологи,
  • аналитики, исследователи,
  • государственные служащие,
  • поставщики и подрядчики,
  • некоммерческие организации, овладевшие умением оперировать открытыми данными. (К вопросам)

 

Как обстоит дело с прозрачностью госзаказа в России?

В России ситуация с раскрытием информации о государственных расходах неоднозначная. Как и в любом сложном вопросе, есть много нюансов.

С одной стороны, у нас высочайший уровень прозрачности. Прозрачность в области государственного и муниципального заказа в России превышает прозрачность в подавляющем большинстве развитых стран. Детализированные данные раскрываются с 2006 г. на официальном сайте государственных закупок и в реестрах контрактов. А с 1 января 2011 г. начал работу единый для всех государственных структур сайт (zakupki.gov.ru), где собраны все закупки и контракты всех уровней власти — государственной и муниципальной. Прецедентов создания систем такой сложности в мире нет.

С другой — создание информационных систем по государственному и муниципальному заказу не сопровождалось созданием систем анализа информации в этих системах, проверкой достоверности и сопоставлением данных из разных источников, формированием объективной картины того, что происходит.

В результате всплыли истории с «латиницей в госзакупках», некорректными реквизитами поставщиков в реестре, недобросовестными контрагентами, разделением букв в словах пробелами, использованием названий заказов без ключевых слов в извещениях. Сами предметы контрактов в огромном количестве случаев указаны без детализации и т.п.

Существует множество примеров когда продукция, например, медицинские товары, классифицируется как «Строительные работы», когда единицей измерения при закупках бензина является «тесла» или «квартира», когда не указывается название организации, выигравшей торги.

Безусловно, это только верхушка айсберга: проблем с достоверностью информации слишком много (подробнее — здесь). (К вопросам)

 

Меня проблемы с госконтрактами не касаются

Очень даже касаются и именно вас в значительной мере. Только косвенно.

Процедуры государственных закупок важнейшими целями имеют защиту граждан как:

  1. Покупателей,
  2. Налогоплательщиков.

Чем хуже организованы закупки в государственном секторе, чем меньше в них конкуренции и чем больше коррупции, тем выше цены и издержки, тем больше лично вам придётся платить как покупателю за работу госсектора, тем меньше услуг (и худшего качества) как налогоплательщик вы получите в обмен за свои налоги (худшее здравоохранение и образование, меньшую безопасность и т.п.).

На благосостояние граждан нашей страны государство оказывает влияние еще и регулируя тарифы естественных монополий. В основе этих тарифов лежат затраты, формирующиеся исходя из цен приобретенного сырья, и чем хуже организованы процедуры государственных и муниципальных закупок, тем больше лично вы заплатите за коммунальные услуги, за электричество и газ. (К вопросам)

 

Что в законодательстве сказано о прозрачности госзакупок?

Прозрачность государственного и муниципального заказа в России закреплена законодательно, причём прозрачность постулируется как важнейший базовый принцип буквально в первых строках законов, регулирующих сферу государственного и муниципального заказа:

Так, Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» своим предметом и целями (см. Ст.1.ч.1) устанавливает:
«…единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов».

В то же время Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в статье 3 провозглашает принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг, которыми руководствуются заказчики:

  1. информационная открытость закупки;
  2. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  3. целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  4. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

И, наконец, Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» «…регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок» (ст.1, ч.1).
В Ст.6 сказано, что «Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок».
А в Ст.7 Закона вышеуказанные принципы открытости и прозрачности расшифровываются так:

  1. В Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
  2. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
  3. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Следует отметить важные положения о прозрачности закупок, содержащиеся в Конвенции ООН против коррупции (см. Ст.9 - Публичные закупки и управление публичными финансами):
1. Каждое Государство-участник принимает, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, необходимые меры для создания надлежащих систем закупок, которые основываются на прозрачности, конкуренции и объективных критериях принятия решений и являются эффективными, среди прочего, с точки зрения предупреждения коррупции. Такие системы, которые могут предусматривать надлежащие пороговые показатели при их применении, затрагивают, среди прочего, следующее:

  1. публичное распространение информации, касающейся закупочных процедур и контрактов на закупки, включая информацию о приглашениях к участию в торгах и надлежащую или уместную информацию о заключении контрактов, с тем чтобы предоставить потенциальным участникам торгов достаточное время для подготовки и представления их тендерных заявок;
  2. установление, заблаговременно, условий участия, включая критерии отбора и принятия решений о заключении контрактов, а также правила про ведения торгов, и их опубликование;
  3. применение заранее установленных и объективных критериев в отношении принятия решений о публичных закупках в целях содействия последующей проверке правильности применения правил или процедур;
  4. эффективную систему внутреннего контроля, включая эффективную систему обжалования, для обеспечения юридических средств оспаривания и средств правовой защиты в случае несоблюдения правил или процедур, установленных согласно настоящему пункту;
  5. меры регулирования, в надлежащих случаях, вопросов, касающихся персонала, который несет ответственность за закупки, например требование о декларировании заинтересованности в конкретных публичных закупках. (К вопросам)

 

А в чём вообще проблема? Всё же ведь по закону. Всё же прозрачно!

Прозрачность информации не означает её достоверности.

Внешняя доступность и «прозрачность» информации о государственных и муниципальных закупках, фактическое исполнение заказчиками обязанности раскрытия сведений о проводимых торгах на поверку оказываются часто формальностью.

При содержательном анализе данных по целому ряду закупок выясняется, что при их публикации имело место сокрытие или искажение сведений, непосредственно влияющих на возможность обнаружения информации о размещаемом заказе потенциальными поставщиками (подрядчиками, исполнителями), и другие злоупотребления.

Злоупотребления в сфере государственного и муниципального заказа чрезвычайно разнообразны. Возьмём, к примеру, контракты с признаками коррупции (подробнее см. раздел «На контроле»). Коррупция может проявляться в таких формах как:

  • Взяточничество;
  • Злоупотребления и превышение власти;
  • Фаворитизм;
  • Непотизм (кумовство);
  • Протекционизм;
  • Лоббизм;
  • Непрозрачное распределение общественных ресурсов и фондов;
  • Непрозрачное финансирование политических структур, партий, движений;
  • Блат (оказание услуг родственникам, друзьям и знакомым).

Не все из этих видов коррупции влекут за собой уголовное, административное или даже дисциплинарное наказание. Ряд видов коррупции связан с нарушением лишь моральных норм. (К вопросам)

 

Выявленные вами «нарушения» не являются нарушениями законов о закупках. Как назвать подозрительные контракты по другому?

Если подходить формально, – то да, закон не нарушается. Вместе с тем, махинации и манипуляции, обнаруженные нами, стали возможны как раз благодаря лазейкам в законодательстве о закупках.

В двух словах не всегда получается точно охарактеризовать проблему, но часто такие сомнительные контракты (в зависимости от признаков – наличие банальных ошибок или явных злоупотреблений) мы называем:

  • проблемные,
  • неполные,
  • подозрительные,
  • полупрозрачные,
  • сомнительные,
  • с искажениями,
  • с манипуляциями,
  • с ухищрениями,
  • с злоупотреблениями, (именно это слово используется в целях законов 94-ФЗ, 223-ФЗ, 44-ФЗ),
  • с хитростями,
  • с неточностями,
  • замаскированные,
  • ошибочные,
  • недостоверные,
  • некорректные,
  • неэффективные,
  • недобросовестные,
  • недобропорядочные,
  • коррупционные,
  • мошеннические,
  • нецелесообразные,
  • нерациональные,
  • неэкономные,
  • необъективные,
  • с растратами,
  • расточительные,
  • безответственные,
  • необоснованные,
  • несправедливые,
  • нечестные,
  • требующие внимания,
  • требующие контроля. (К вопросам)

 

Почему до сих пор всё ещё сохраняются возможности для манипуляций с информацией о закупках?

Проблемы в сфере госзаказа возможны, поскольку:

  • Несовершенна организованная схема информационного обеспечения государственной контрактации в России;
  • Несовершенно законодательство в этой сфере, например, закон №94-ФЗ регулирует только систему размещения заказа, но не контролирует результат и позволяет проводить конкурсы под конкретного поставщика; по 94-ФЗ очень трудно заказывать, например, произведения искусства или научные разработки, потому что главный критерий выбора поставщика — цена;
  • Недостаточен контроль со стороны ответственных органов власти, Федерального Казначейства, Минэкономразвития России и ФАС России, за достоверностью и качеством данных, публикуемых государственными заказчиками;
  • Отсутствуют методические документы, детально описывающие требования к публикуемым сведениям, позволяющие заказчику предварительно проверить правильность внесения информации о закупках и в то же время формирующие критерии отслеживания «подозрительных» закупок контролирующими органами, потенциальными поставщиками и гражданским обществом;
  • Отсутствуют системные действия со стороны контролирующих органов по выявлению, преданию огласке злоупотреблений и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушениях. (К вопросам)

 

Какие вы находите злоупотребления с сфере госзаказа?

Существует множество видов нарушений при госзаказе, которые можно разделить на четыре больших группы:

  • Закупки с искажениями информации для снижения обнаружения;
  • Контракты с неполной или искаженной информацией;
  • Закупки с признаками неэффективного использования бюджетных средств;
  • Признаки ограничения конкуренции и коррупции.

Постоянно пополняемый список нарушений находится в разделе «На контроле». (К вопросам)

 

Как вы находите злоупотребления?

Нарушения мы находим с помощью открытых данных, являющихся для нас основным инструментом гражданского и экспертного контроля.

Нарушения находим не мы, а наши компьютеры, неусыпно следящие за государственными контрактами. У нас полностью автоматический подход. Алгоритмы, выявляющие нарушения, мы разрабатываем с 2006 года, когда начал действовать №94-ФЗ.

База всех государственных контрактов пропускается через наши алгоритмы. Результаты вы можете посмотреть в разделах «На контроле» и «Аналитика». (К вопросам)

 

Зачем ещё один сайт, если уже есть масса ресурсов, посвящённых госзаказу?

Заметим, что мы были в России первыми, кто начал использовать компьютерные алгоритмы для выявления подозрительных закупок.

Мы считаем, что чем больше ресурсов в сети Интернет, актуализирующих проблемы в сфере госзаказа, тем выше общественный резонанс и полезный эффект. (К вопросам)

 

В чём отличие ClearSpending.ru от других подобных проектов?

Существующие сайты по тематике госзаказа можно разделить на 2 категории:

  1. Проекты помощи организациям-поставщикам товаров, работ и услуг для участия в государственном и муниципальном заказе;
  2. Проекты по ручному выявлению коррупции, неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств.

Мы ближе ко 2-ой категории, однако, отличаемся принципиально иным подходом – технологическим:
Время и усилия, необходимые, чтобы вручную интерпретировать и каталогизировать всю имеющуюся разрозненную обширную информацию по государственным и муниципальным контрактам, оказываются чересчур значительными. Ключевая особенность нашего проекта ГосЗатраты – системная работа на базе открытых данных о контрактах, а не точечная ручная. Мы работаем с Big Data (обрабатывая ежедневно всю доступную информацию о сотнях тысяч поставщиков и заказчиков, миллионах контрактов).

  • Наш сайт ГосЗатраты фокусируется на уже заключённых контрактах, а не на контроле закупок или процедур размещения заказа;
  • Мы осуществляем полностью автоматизированный ежедневный мониторинг заключённых контрактов. Мы выявляем автоматически все злоупотребления, а не отдельные сомнительные контракты объёмом выше какой-либо планки, например, только для сумм от 1 млрд. руб. Нашим компьютерам всё равно, крупный контракт или не очень. Сфера наших интересов включает все контракты, а не только особо крупные;
  • Мы независимые и неполитизированные;
  • Мы создаём экосистему, в которой могут появиться сотни проектов по контролю за государственными расходами, даём разработчикам API и готовы бесплатно предоставить срезы из наших баз данных контрактов по ключевым интересным темам в сфере государственной контрактации РФ по запросу для любых исследовательских организаций, НКО, университетов и т.д.;
  • Мы не работаем по наводке, а сами её предоставляем. (К вопросам)

 

А не много ли вы на себя берёте? Есть же ФАС, Прокуратура, Счётная палата.

Берём мы на себя не больше, чем положено законодательством.

Закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вст. в силу с 01 января 2014) содержит ряд элементов антикоррупционной направленности (в частности, см. ст. 102), где речь идет о вопросах регламентации общественного контроля.

Мы считаем, что за такой ключевой сферой, как расходование государственных средств, в идеале должны следить самые разные группы, хотя и с разных ракурсов. Замечательно, когда возникает синергия во взаимодействии НГО с правоохранительными и контрольными органами власти.

Совместными усилиями мы улучшаем всю систему государственных закупок. Чем больше контроля при расходовании средств бюджета, тем более подотчётными становятся чиновники, тем выше будет эффективность государственных и муниципальных закупок. (К вопросам)

 

Какие источники информации использовались для создания сайта ГосЗатраты?

Только открытые официальные общедоступные источники информации.

Открытые данные по государственным контрактам в форматах XML, пригодных для машинной обработки, берутся с FTP-сервера официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - http://zakupki.gov.ru/

Как написано на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/, «Информация о размещении заказов полностью открыта для всех заинтересованных пользователей с целью общественного контроля эффективного использования средств бюджетов, развития добросовестной конкуренции и обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов».

На портале ГосЗатраты мы также используем общероссийские справочники и классификаторы, статистические и макроэкономические индикаторы. (К вопросам)

 

Каково качество данных проекта ГосЗатраты?

При загрузке и обработке данных мы обязательно проверяем их на непротиворечивость, тем не менее, нельзя гарантировать их стопроцентную точность хотя бы потому, что часто ошибки содержатся в первичной официальной информации ещё на этапе ручного ввода.

При работе с информацией в системе ГосЗатраты важно помнить о некоторых ограничениях:

  • Уникальность государственных заказчиков определяется не только их реквизитами, но и подчинённостью. Если же происходит переподчинение организации, то одна из частых ошибок – это неправильное указание кодов ИНН и КПП или же неуказание кода КПП. По этой причине в базе может содержаться более одной записи организации;
  • Официальные данные о федеральных контрактах публикуются, как правило, в более полной форме, чем данные о контрактах в регионах, за счёт этого отчеты по федеральным затратам оказываются более подробными.

В нашей работе мы столкнулись также со следующими проблемами данных:

  • Информационная разрозненность и «информационные разрывы» в раскрытии информации о государственных расходах и заказах;
  • Неполная и недостаточная классификация предметов контрактов;
  • Недостаточность официально публикуемой информации о контрактах;
  • Отсутствие мониторинга цен на типовую продукцию. (К вопросам)

 

Почему количество контрактов на вашем сайте иногда не совпадает с данными официального сайта zakupki.gov.ru?

Наш сайт объединяет данные о размещении закупок о государственных (муниципальных) контрактах в соответствии с федеральным законом №94-ФЗ.

Информация, относящаяся к исполнению положений федерального закона №223-ФЗ на нашем портале пока не представлена, поскольку машиночитаемые данные по ФЗ-223 не выкладываются для скачивания на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ (К вопросам)

 

Как часто обновляются данные на портале ГосЗатраты?

Данные портала ГосЗатраты обновляются ежедневно. (К вопросам)

 

Данные за какой временной период выложены на портале ГосЗатраты?

Временной период данных, представленных на сайте ГосЗатраты, охватывает данные о государственных контрактах и закупках начиная с 2011 года. (К вопросам)

 

Неужели я могу повлиять на ситуацию в сфере госзаказа?

Вы действительно можете помочь, внеся свою лепту в дело повышения прозрачности госзаказа и подотчётности лиц, распределяющих бюджетные финансы.

Вот конкретные варианты:

  • Рассказать своим друзьям и членам семьи о ситуации в сфере государственных и муниципальных закупок – как эта система работает и влияет на их благополучие;
  • Найти своё предприятие и посмотреть, не было ли злоупотреблений при заключении контрактов;
  • Написать письмо в газету;
  • Создать петицию;
  • Содействовать лучшей информированности депутатов, используя общественные приёмные;
  • Вовлекать экспертов;
  • Написать письмо в НП «Инфокультура» и/или Комитет Гражданских Инициатив;
  • Предложить идеи для этого сайта – например, чего ещё вам не хватает в разделе «Аналитика»;
  • Создать свой гражданский общественный проект на основе данных этого сайта;
  • Предложить свои рекомендации по совершенствованию процесса государственных расходов;
  • Официально запросить у заказчика актуальную информацию по определённому государственному или муниципальному контракту;
  • Присоединиться к нашей группе на Фейсбуке;
  • Написать пост в своём блоге и/или странице в социальных сетях. (К вопросам)

 

Я хочу предложить идеи для сайта ГосЗатраты

Воспользуйтесь ссылкой в нижней части страницы, чтобы сообщить нам о возможных ошибках на сайте – в том числе о каких-либо проблемах с данными или о наличии неправильных ссылок на документы.

Есть идеи, что ещё поместить в раздел «Аналитика»? Пишите нам на [email protected] по всем вопросам. (К вопросам)

The Clearspending project places information obtained exclusively from official sources.

The editors of Clearspending are not responsible for the publication of inaccurate, incomplete or incorrect data on legal entities, as well as for the disclosure of personal data of individuals in cases where such data are published on official sources.

Requests for correction of such data on the Clearspending website are taken exclusively through the form "Write to us!" And are considered for at least 5 working days.