Отмывание доходов все чаще связано с госзакупками

09 December 2013

Национальный платежный совет (НПС) опросил 100 российских банков, чтобы выяснить, какие отмывочные схемы используют их клиенты и изменился ли их масштаб. Результаты опроса направлены в ЦБ и Росфинмониторинг, говорит представитель НПС.

По наблюдениям банкиров, борьба государства с легализацией пока мошенников не остановила. Риски таких преступлений в банковской и национальной платежной системах прежние — так считают 65 и 67% респондентов соответственно. Зато несколько изменились предпочтения. Операции по отмыванию незаконных доходов, полученных от госзаказчиков, вошли в тройку наиболее распространенных схем (см. графики, полная версия на www.vedomosti.ru). За них «проголосовало» 69% банкиров — почти вдвое больше, чем в 2012 г.

Объем сомнительных закупок растет, согласен с банкирами сотрудник центра размещения госзаказа: с 2014 г. меняются правила закупок, чиновники, которые планировали заработать, торопятся. С 2014 г. заработает федеральная контрактная система (ФКС), этот фактор мог повлиять, согласен директор Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики (ВШЭ) Андрей Яковлев. Эксперты ВШЭ считают, что ФКС позволит государству сэкономить более 1 трлн руб. — около 20% от консолидированного госзаказа (в 2012 г. — 5,9 трлн руб., за 11 месяцев 2013 г. — 5,3 трлн).

Пока еще действующий закон о госзакупках регулирует только размещение заказа, объясняет Яковлев, возможности манипулировать условиями закупок на стадии подготовки техзадания и исполнения контракта почти не ограничены. ФКС же регулирует закупку с момента ее обоснования и вплоть до исполнения контракта. Придется публиковать больше информации — например, извещения о закупке у единственного поставщика, под контроль подпадут сотни мелких контрактов, добавляет сотрудник центра размещения госзакупок. Но основной формой закупки становится не аукцион, а конкурс, условия которого больше зависят от усмотрения чиновника, продолжает он, еще неизвестно, какая из систем эффективнее.

Полученные от госзаказчика деньги отмываются по традиционным схемам, говорят опрошенные «Ведомостями» банкиры: выводятся в низконалоговые юрисдикции и затем в офшоры, но схема сложнее. Напрямую бюджетные деньги из России не выводят, цепочки длинные и сложные, объясняет начальник юридического отдела Кредпромбанка Мария Крючкова.

Банку проще обнаружить отмывание доходов при закупке товаров, а при госконтракте на оказание услуг банк почти бессилен, говорит Крючкова. Банки проверяют надежность участников тендеров при выдаче им гарантий, рассказывает Крючкова. Но анализ не исчерпывающийй, признает она: раскрыть бенефициара вряд ли удастся, главный критерий — выполняла ли компания госзаказы. Более тщательный анализ проводится, если участник тендера просит кредит, говорит вице-президент Промсвязьбанка Татьяна Кузьмина: банк пытается понять, аффилированы ли исполнители и сотрудник госзаказчика, но все данные перепроверить нельзя.

Банки не видят полную картину, подтверждает Яковлев: основное проявление коррупции при госзакупках — откаты, они потом и легализуются через банки, которые часто не знают, откуда средства.

Госзакупки всегда были непрозрачны, но банки не слишком пристально следили за такими операциями, говорят банкиры. Но сейчас схемы легализации могут подорожать: ЦБ и Росфинмониторинг ужесточили контроль. С июля банкиры обязаны выявлять бенефициаров своих клиентов вплоть до физических лиц. Прессинг действительно вырос, констатирует один из банкиров: «Если банк халтурно относится к обязанности бороться с легализацией, ему грозят санкции и даже отзыв лицензии».

Эта публикация основана на статье «Заказ на отмыв» из газеты «Ведомости» от 09.12.2013, №228 (3490).

 Источник: http://www.vedomosti.ru/politics/news/19834631/zakaz-na-otmyv#ixzz2mxcgzhXR

The Clearspending project places information obtained exclusively from official sources.

The editors of Clearspending are not responsible for the publication of inaccurate, incomplete or incorrect data on legal entities, as well as for the disclosure of personal data of individuals in cases where such data are published on official sources.

Requests for correction of such data on the Clearspending website are taken exclusively through the form "Write to us!" And are considered for at least 5 working days.