Открытые госфинансы

01 сентября 2017

Директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин — о доступности информации ведомств и учреждений

Я занимаюсь темой открытых данных уже более восьми лет и гораздо больше — работой с государственными данными. Для самых первых проектов информацию приходилось собирать самостоятельно, чиновники не то чтобы не горели желанием, они просто не понимали, что это такое. На объяснения уходило столько сил и времени, что проще было взять PDF-документ и специальной программой превратить его таблицы в базу данных. Первые проекты мы так и создавали.

Сегодня открытые данные и открытость государства в целом перестали быть редкой аномалией, а стали общепринятой нормой. Многое из того, что рядовые граждане и профессионалы используют в своей работе, например данные о госзакупках, госконтрактах и других расходах государства, кажется нам естественным.

К хорошему привыкаешь. Российский уровень раскрытия расходов государства уникален. Помимо бюджетов, субсидий, госконтрактов и другой финансовой информации, публикуется много того, о чем знают лишь единицы. И не потому что это скрывается. Тема государственных финансов не так проста терминологически — и не все знают, что, например, данные по госуниверситетам и больницам надо искать на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях.

Уровень открытости расходов бюджета в России очень велик и — при его незаметности для граждан — прекрасно заметен коммерческим компаниям. При всех издержках качества работы госаппарата за последние годы появилось множество компаний, использующих эти данные в своих коммерческих проектах. Десятки сервисов подписки на закупки для поставщиков, многочисленные аналитические проекты, системы мониторинга цен и распределения государственных средств являются столь же нередкими, как и общественные проекты, основанные на госданных.

С 2006 года в России доступны данные по всем госконтрактам, с 2013-го — тексты госконтрактов. Уровень прозрачности российского бюджета по рейтингам Open Budget Partnership составляет 74 балла из 100. Наша страна входит в первую десятку государств по The Open Budgets Index 2015 года. Можно констатировать, что открытость государственной информации именно о финансах сравнима с лучшими мировыми примерами и значительно превосходит открытость всех остальных сфер деятельности нашего государства.

Сложно, например, измерить эффект от публикации адресной базы налоговой службы, поскольку это инфраструктурные данные. Однако сотни компаний используют их для очистки и обработки базы адресов, для поиска адресов, улучшения собственных сервисов. Но мало кто об этом упоминает.

Пару лет назад мы подсчитали количество бизнес-проектов, основанных на данных портала госзакупок. Обнаружили более 40 компаний с совокупным годовым доходом около 2 млрд рублей. Гораздо сложнее измерить комплексный эффект от открытости данных о госучреждениях, бюджетах и др. — зачастую их потребители просто используют такую информацию, никого об этом не уведомляя.

Помимо коммерческих проектов, у открытых данных о госфинансах есть много практических общественно полезных применений.

Несколько примеров. Проект Комитета гражданских инициатив «Госзатраты» содержит базу в 25 млн контрактов, 312 тыс. госзаказчиков и 22,5 млн закупок. Его аудитория — 500 тыс. уникальных посетителей в месяц, значительная часть посетителей приходит с сайтов СМИ. Проект «Российские школы» собирает данные о школах всей России, он использует данные из «Госзатрат» и официального сайта с информацией о бюджетных учреждениях. Множество новых проектов, публикаций и инфографики появляется благодаря конкурсу BudgetApps, ежегодно проводимому Минфином.

Что дальше?

Безусловно, всё то хорошее, что можно сказать об открытости госфинансов в России, — это далеко не описание идеального прекрасного мира. При наличии последовательной федеральной политики в публикации открытых данных зачастую самым сложным оказывается получить актуальную и удобную информацию на уровне субъектов федерации. И здесь мы встречаем смесь как очень хороших, так и, наоборот, плохих практик.

К примеру, Москва — единственный субъект федерации, раскрывающий вообще все контракты, даже меньше 100 тыс. рублей. Однако до сих пор ни Москва, ни другие регионы не публикуют субсидий, которые они раздают муниципалитетам, НКО, коммерческим компаниям и бюджетным учреждениям. Такой реестр, только по федеральному бюджету, есть лишь на Едином портале бюджетной системы. Схожая ситуация и с раскрытием информации о грантовом финансировании некоммерческих организаций. Она доступна лишь на федеральном уровне — на сайте Фонда президентских грантов.

Распространение лучших практик раскрытия данных, и не только о госфинансах, на регионы — одна из ключевых задач, стоящих перед всеми нами.

Автор — Иван Бегтин, эксперт по открытым данным, директор АНО «Инфокультура»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: https://iz.ru/633477/ivan-begtin/otkrytost-gosfinansov-kak-norma

Проект Госзатраты размещает информацию, полученную исключительно из официальных источников.

Редакция Госзатрат не несет ответственности за публикацию неточных, неполных или неверных данных о юридических лицах, а также за раскрытие персональных данных физических лиц в случаях, если такие данные опубликованы на официальных источниках.

Запросы на исправление таких данных на сайте Госзатрат принимаются исключительно через форму «Напишите нам!» и рассматриваются не менее 5 рабочих дней.