Анализ контрактов космодрома «Восточный»
14 September 2015
После распада СССР Россия, один из мировых лидеров в области космонавтики, осталась фактически без космодрома. Точнее, сразу же арендовали у Казахстана Байконур до 2050 г., но это чужая территория, и космодром принадлежит не России. На территории России есть космодром Плесецк в Архангельской области. Плесецк был построен вскоре после Байконура, в конце 1950-х гг., и в период с 1970-х по 1990-е гг. был мировым лидером по количеству ракетных запусков. Затем его стал обгонять Байконур. Специфика Плесецка в том, что он обеспечивает пуски только непилотируемых космических аппаратов.
В марте 1996 г. около ЗАТО Углегорск в Амурской области указом президента Бориса Ельцина был создан космодром Свободный, однако пользовались им мало, и его инфраструктура оставляла желать лучшего. В итоге в 2007 г. было принято решение о ликвидации этого космодрома и строительстве на том же месте нового, который получил название «Восточный». Одной из декларируемых целей его создания было сокращение зависимости от внешнего по отношению к России Байконура.
Строительство началось в 2011 г. и продолжается до сих пор. На декабрь 2015 г. запланирован первый пуск непилотируемого аппарата, а в 2023 г., по плану, должны начаться пилотируемые полеты. В связи со строительством появлялись материалы о том, что средства расходуются нерационально. Были также разговоры о завышении стоимости работ по строительству технического комплекса, переводах средств странным фирмам и прочих нарушениях. Поступали жалобы на задержки оплаты рабочих, было возбуждено порядка 20 уголовных дел. Иными словами, здесь имеет место сложная и запутанная история расходов, и вопрос о том, можно ли будет запустить первый аппарат в указанные сроки, остается открытым.
Между тем, проект ГосЗатраты составил обширную базу контрактов по строительству космодрома, в которой содержится информация о предметах закупок, их датах, суммах и поставщиках. Анализ этих данных может послужить отправной точкой к исследованиям по направлениям расходования средств, специфике контрактов и организаций, с которыми они заключались. Мы предлагаем небольшой обзор этих данных.
Данные обновляются регулярно. В настоящий момент в базе есть контракты начиная с 2010 г. и вплоть до августа 2015 г.
Всего сейчас в получившемся наборе данных значится 55 поставщиков. Из них только у 16 поставщиков больше одного контракта. В числе двадцати поставщиков с самыми дорогостоящими контрактами значатся, среди прочего, два индивидуальных предпринимателя (с одинаковыми фамилиями; третий, с той же фамилией, в топ-20 не вошел). Все трое работали по контрактам, связанным с арендой недвижимости. На графике, показывающем поставщиков, у которых больше одного контракта, мы также видим очень большой разброс по суммам, по количеству контрактов и соотношению количества и суммы.
Поставщики, у которых больше одного контракта
По затратам пик приходится на 2012 г. (в общей сложности примерно 108 млрд. рублей). Потом сумма контрактов идет спад. при этом число заключаемых контрактов, наоборот, стабильно растет. В 2013 г., например, оно выросло более чем в 4 раза по сравнению с 2012 г. А в первой половине 2015 г. было заключено больше контрактов, чем за весь 2014 г.
Соотношение затрат (в млрд. рублей) и числа контрактов по годам
Можно задаться вопросом о том, по каким направлениям было больше всего расходов. Мы условно разделили основную часть контрактов на несколько общих категорий и получили следующий рейтинг:
Эта диаграмма, конечно, показывает именно относительный рейтинг (где больше, где меньше), но не отражает реального соотношения величин, так как актуальный разрыв между затратами на строительство и всеми прочими категориями затрат настолько велик, что при попытке представить это в виде графика разница между прочими расходами представляется несущественной. Тем не менее, проиллюстрируем сам разрыв.
Затраты по категориям в рублях
Можно также посмотреть, как распределяются контракты разных категорий по годам. У нас получилась такая картина:
Соотношение количество проектов по категориям и по годам
За 2011 г. в данных содержатся только контракты, связанные со строительством (сюда включены как строительство инфраструктуры, так и установка оборудования). В 2012 г. (а этот же год пиковый, с точки зрения общей суммы контрактов) строительские контракты преобладают, но к ним также прибавляются два контракта по проектированию/разработке документации и один контракт по экспертизе. Начиная с 2013 г. количество строительных контрактов сокращается, зато появляется множество контрактов по таким категориям, как закупка товаров для офиса («Канцелярия»), проектирование/разработка документации и «Надзор» (сюда включены контракты, предмет которых описывается как «Осуществление авторского надзора за строительством...»). Также в 2013 и 2015 гг. много контрактов, связанных с информационными технологиями (сюда мы включаем как закупку серверов, так и приобретение и отладку программного обеспечения). Кроме того, с 2014 г. начали появляться контракты, связанные с недвижимостью (сюда входят контракты, описываемые как аренда, а также «временное возмездное пользование без права выкупа нежилым помещением»).
Пожалуй, один из примечательных моментов здесь – это то, что контракты по проектированию появились гораздо позднее, чем контракты по строительству, хотя, казалось бы, логичнее было бы наоборот. Вопрос о том, в чем причина такой последовательности, мог бы стать темой отдельного исследования. В порядке рабочей гипотезы можно предположить, что дело в специфике управления проектом. Существуют примеры так называемого «гибкого менеджмента», когда контракт подписывается существенно позже, чем фактически проводится работа. Это связано с тем, что до того, как работа проведена, трудно учесть и включить в контракт все необходимые детали, и, чтобы избежать бюрократических проволочек, оформление откладывают на будущее (по такой системе, например, работал сочинский Олимпийский комитет).