Алексей Кудрин об открытости государства и перезагрузке Счетной Палаты: пленарное заседание Дня открытых данных-2019 в Москве

test

17 April 2019

“Госзатраты” начинают серию статей по итогам работы секции “Открытые государственные данные” Дня открытых данных-2019. В первой публикации - главные тезисы и видеозапись выступления председателя Счетной Палаты РФ Алексея Кудрина.

Со встречи с “главным государственным аудитором” стартовал День открытых данных в Москве в 2019 году. В диалоге с участниками Алексей Кудрин говорил о проблемах открытости российских госорганов, о конкуренции в госзакупках, о данных правоохранителей и о новых направлениях работы Счетной палаты. Приводим краткий конспект и полную запись выступления.

О счетной Палате. “Согласно стратегии развития Счетная Палата возьмет на себя новую роль в рамках обеспечения открытости власти. Я собираюсь продолжить работу с тем, как государство должно быть подотчетно гражданам. Но без поддержки общества, без гражданской инициативы мы не добьемся планируемых результатов”.

О бюджете. “Федеральный бюджет должен строиться по программному принципу. У каждой копейки должна быть цель, контрольные точки исполнения. И должен сказать, что эта система еще не вполне заработала”.

О нацпроектах: “Моя задача, как главного государственного аудитора, вернуть Счетной Палате функцию организации общественного контроля эффективности госпрограмм. В этом году мы поставили цель мониторинга исполнения национальных целей, проектов. При этом правительство будет отчитываться в непрерывном режиме. Первый шаг в этом направлении – Информационная панель мониторинга национальных целей на сайте Счетной Палаты”.

О госзакупках: “За последние лет семь количество заказов у единственного поставщика выросло до 60%. Я считаю, что нам нужно изменить эту тенденцию и идти к более конкурентным закупкам. Как пример движения в этом направлении - «Госзатраты» - проект, где анализируется информация о госзакупках с точки зрения потребителя. Это интерфейс, набор инструментов, который позволяет простому человеку или, например, муниципальному депутату работать с этой информацией, сопоставлять данные и использовать их. Но мы только в начале пути, нужно продолжать”.

О данных правоохранителей: “У нас, действительно, очень закрытые данные по деятельности правоохранительных органов: сколько обращений граждан, по каким видам преступлений, в разрезе районов и регионов, сколько открыто уголовных дел, сколько из них доведено до результата, представлено в суды. Этой текущей статистики нет. Но теперь есть поручение президента по этому вопросу – создаётся ГАС «Правовая статистика». Мы надеемся, что скоро в нашей стране будут доступные открытые данные в этой сфере”.

О госданных: “Открытие некоторых данных может негативно повлиять на отношение к органам власти, поэтому они не всегда заинтересованы в публикации информации. А мы - общество - наоборот, заинтересованы. Опыт показывает, что там, где больше открытых данных, лучше решают проблемы, потому что общество чувствует давление, начинает мобилизоваться и что-то делать для исправления ситуации. Поэтому открытость – важнейший институт, важнейший драйвер. Сам факт публикации – это уже значительный шаг к решению проблемы. Но должна быть адекватная аналитика, интерпретация. Нельзя кидаться вырванными из контекста данными, для того, чтобы кого-то удивить”.

Видеозапись выступления:

The Clearspending project places information obtained exclusively from official sources.

The editors of Clearspending are not responsible for the publication of inaccurate, incomplete or incorrect data on legal entities, as well as for the disclosure of personal data of individuals in cases where such data are published on official sources.

Requests for correction of such data on the Clearspending website are taken exclusively through the form "Write to us!" And are considered for at least 5 working days.